СВОЙСТВА ТЕЛ
СТРЕМЛЕНИЯ ДУШИ

Выставка «Свойства тел, стремления души» Александры Хлебниковой — публичное представление проекта и фотокниги художницы «Живое, мёртвое, спутанное» и, вместе с тем, приглашение зрителя к размышлению о сущности и визуальной репрезентации руинированных пространств.
Вдохновившись фильмом-притчей Андрея Тарковского «Сталкер» (Мосфильм, 1979), автор обнаружила себя в едва ли не декорациях к нему — большая часть фотографий проекта сделана в городе Юрьевец Ивановской области, где Тарковский провел несколько лет своего детства. Некогда наполненный жизнью, с 1990-х годов этот небольшой город постепенно приходил в упадок. Сегодня на его территории и в ближайших окрестностях не осталось ни одного производственного предприятия, десятки зданий оказались заброшены.
Архитектурная форма — идея, воплощенная в материи. За самыми прагматическими задачами возведения зданий всегда просвечивают ценности. Человеческое тело — материальное тело среди других тел и их комбинаций. Как и архитектурные сооружения, оно имеет массу, форму и объем. Оно может быть воспринято как совокупность материальных характерик, но и как средство создания значений и место их записи.
Размещая свое нагое женское тело в пространстве городских и загородных руин — школ, больниц, фабрик, особняков — художница проигрывает широкий репертуар возможностей существования тела, жонглируя общечеловеческими и типично женскими инкарнациями. Она тело как вещество, тело как опора, тело как доска, камень, колонна, декор, тело-глина, тело-скульптура, тело рожденной богини. Бренное тело вписывается в раму, в нишу, в шкаф, становится безвольным и обездвиженным, но снова и снова воскресает и изменяется, обретает гибкость и силу, движется, подчиняясь стремлениям того, что принято называть бессмертной душой.

Феодора Каплан, куратор выставки

Я с детства была очарована руинами — потрескавшейся краской, живописностью заплесневелых стен, оставленными вещами, призраками прошлых жизней. В юности время от времени я забиралась в заброшенные пространства. Когда в 2023 году я оказалась в Юрьевце, я думала, что буду снимать работу про киноязык Андрея Тарковского, который провел здесь несколько лет своего детства. Но я не смогла пройти мимо заброшенных зданий. Они были всюду. Сначала больница, затем церковь, хлебозавод, женская гимназия, льняная фабрика, жилые дома. Десятки покинутых зданий. Проникая в эти пространства, раздеваясь и делая фотографии, я чувствовала себя душой, которая еще теплится в них.


Александра Хлебникова, художница

Бэкстейдж со съемок. Обзор книги.

Персональная выставка
Галерея Ателье, Екатеринбург
24.05-11.07.2024

Групповая выставка Фантомы
Фестиваль ФотON, Калининград
16.09-16.10.2023